|
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
Гоголь, значительная часть творчества которого посвящена описанию украинской деревенской и уездной жизни, конечно же время от времени обращается к предмету нашего сайта.
В повести «Майская ночь, или утопленница» Левко рассказывает своей возлюбленной Гале о судьбе несчастной панночки:
«…На пятый день выгнал сотник свою дочку босую из дому и куска хлеба не дал на дорогу»
Маленький, но интересный эпизод из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В общем, поссорились два уважаемых в Миргороде человека. Собрались подавать друг на друга в суд. В ироничном описании обитателей и интерьера поветового суда упоминается, что «Босая девка держала в стороне поднос с чашками». Приходит Иван Иванович с заявлением на своего врага, между делом выпивает пару чашек чаю. Затем появляется и Иван Никифорович с аналогичным заявлением, судья пытается как-то замять дело, увещевая строптивого истца:
« - Куда же вы, Иван Никифорович? – говорил ему вслед судья. – Посидите немного! выпейте чаю! Орышко! что ты стоишь, глупая девка, и перемигиваешься с канцелярскими? Ступай, принеси чаю!»
Т.е. Орышко (Иришка, наверное?) используется в суде как некий элемент мебели, своего рода чайный столик (на лысой «босой» :-) резине).
Фрагмент из «Тараса Бульбы» (Андрий, влюбленный в дочку воеводы, дезертирует из козацкого лагеря): «Здесь татарка скинула с себя черевики и пошла босиком, подобрав осторожно свое платье, потому что место было топко и наполнено водой».
И, наконец, несколько строк из главного произведения Николая Васильевича – поэмы «Мертвые души». Пьяный кучер Селифан заблудился и завез Чичикова в глушь – к старухе Коробочке. Переночевав у нее, Чичиков с утра не без труда охмурил туповатую бабушку и купил у нее n-ное количество мертвых душ. Чтобы выехать на столбовую дорогу Коробочка предложила ему в провожатые крепостную девчонку.
« – Эй, Пелагея! – сказала помещица стоявшей около крыльца девчонке лет одиннадцати, в платье из домашней крашенины и с босыми ногами, которые издали можно было принять за сапоги – так они были облеплены свежею грязью. – Покажи-ка барину дорогу.
Селифан помог влезть девчонке на козлы, которая, ставши одной ногой на барскую ступеньку, сначала запачкала ее грязью, а потом уже взобралась на верхушку и поместилась возле него.
….
Скоро девчонка показала рукою на черневшее вдали строение…
- Ну, теперь мы сами доедем, - сказал Селифан, - ступай себе домой.
Он остановился и помог ей сойти, проговорив сквозб зубы: «Эх ты, черноногая!»
Чичиков дал ей медный грош, и она побрела восвояси, уже довольная тем, что посидела на козлах»
Между прочим, именно босоногая Пелагея в фильме Швейцера выводится (наряду, конечно же, с прицей-тройкой), как символ России.
|